1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Общего Комментария к статье 31 Декларации о правах ребенка, провозглашающей право на игру. Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA – International Play Association). В статье Смирновой Е.О., профессора, руководителя Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета, и Соколовой М.В., доцента кафедры возрастной психологии МГППУ, приводятся дополнения и Комментарии к статье 31 в переводе авторов, раскрывается их суть, уточняются значение и смысл игры в жизни человека. Представлены также результаты деятельности IPA, направленной на консолидацию усилий специалистов, связанных с утверждением ценности игры, с исследованием ее состояния в разных странах. Выделены конкретные мероприятия, направленные на реализацию права детей на игру.
Фрагмент статьи Смирновой Е.О., Соколовой М.В. "Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка"
Мероприятия по реализации права на игру
Первый ряд мер связан с организацией консультаций о праве ребенка на игру в различных регионах мира. Эти меры предусматривают:
-включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей;
-создание условий для игры во все сферы, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения. Для этого необходима организация детских игровых сред как целостной части всех социальных учреждений;
-обеспечение базовых условий для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободных игр детей, их свободной активности как на улице, так и в помещении.
Игра должна занять достойное место в образовательных учреждениях, в семье и местах досуга детей и в инфраструктуре городов.
Игра в образовательных учреждениях
-Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творческих возможностей через игру во всех образовательных учреждениях;
-разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучении специалистов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми;
-усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения;
-преодолеть разрыв между учебной работой и свободной активностью посредством включения игровых программ в жизнь школ, колледжей и других образовательных учреждений;
-работающие дети обязаны иметь возможность играть вне официальной образовательной системы.
Игра в семейной и общественной жизни
-Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды и как форма заботы взрослых о детях;
-любая инициатива, способствующая позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством;
-игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество;
-для детей должна быть создана безопасная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.).
Условия для детской игры
-Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов;
-создавать для педагогов, родителей и других желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры;
-обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей;
-способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр;
-остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия;
-поддерживать осуществление командных игр и спортивных, подвижных игр с правилами;
-обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек, игровых материалов через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые площадки, автобусы и др.
Планирование инфраструктуры населенных пунктов с учетом потребностей детей
Нужды детей должны быть приоритетными при планировании пространства жизни людей:
-дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений, когда дело касается их окружения и тех объектов, к которым они имеют непосредственный доступ;
-при планировании новых построек и реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности детей разных возрастов, возможности их активной деятельности. Для этого важно:
-распространять имеющиеся знания о роли игры, о средствах и методах ее поддержки среди специалистов и политических деятелей;
-выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды на детей и семью;
-создавать условия для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечивать безопасный пешеходный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам. Немаловажную роль в этом играет организация безопасного дорожного движения и четкая работа общественного транспорта;
-учитывать повышенную уязвимость детей, живущих в стесненных условиях, арендуемых квартирах, а также бездомных детей;
-сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.
Полную версию статьи вы можете найти по следующим ссылкам:
Библиографическая ссылка на публикацию: Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. №1. – C. 5-10
Интернет-ссылка: Портал психологических изданий Psyjournals.ru (http://psyjournals.ru/psyedu/2013/n1/58592.shtml#for_citation)